Инструкции 157 н по бюджетному учету 2023 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструкции 157 н по бюджетному учету 2023 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Отметим, что применение всех бухгалтерских счетов, поименованных в нормативных документах, необязательно. Каждое учреждение самостоятельно определяет перечень синтетических и аналитических счетов, которые требуются для ведения полноценного бухучета. Рабочий план счетов утверждается в учетной политике организации.

Обесценение нефинансовых активов

В пункт 151.5 Инструкции № 157н внесены дополнения, согласно которым счет 0 114 00 000 «Обесценение нефинансовых активов»предназначен для отражения в учете снижения стоимости активов в связи с их обесценением, а также резерва под снижение стоимости материальных запасов.

В пункт 151.6 Инструкции № 157н введено положение о том, что аналитический учет по счету 0 114 00 000 ведется в разрезе объектов нефинансовых активов (основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, прав пользования активами, материальных запасов), идентификационных номеров объектов нефинансовых активов (инвентарных номеров, кадастровых номеров (при наличии), реестровых номеров, учетных номеров).

Обесценение нефинансовых активов учитывается на соответствующих счетах Единого плана счетов по аналитическим группам синтетического счета объекта учета в разрезе соответствующих видов имущества:

  • 10 «Обесценение недвижимого имущества учреждения»;

  • 20 «Обесценение особо ценного движимого имущества учреждения»;

  • 30 «Обесценение иного движимого имущества учреждения»;

  • 40 «Обесценение прав пользования активами»;

  • 60 «Обесценение прав пользования нематериальными активами»;

  • 70 «Обесценение непроизведенных активов»;

  • 80 «Резерв под снижение стоимости материальных запасов».

В Единый план счетов внесены следующие изменения:

Исключены счета

Введены счета

0 114 09 000 «Обесценение нематериальных активов»

0 114 0N 000 «Обесценение научных исследований (научно-исследовательских разработок)»;

0 114 0R 000 «Обесценение опытно-конструкторских и технологических разработок»;

0 114 0I 000 «Обесценение программного обеспечения и баз данных»;

0 114 0D 000 «Обесценение иных объектов интеллектуальной собственности»

0 114 60 000 «Обесценение непроизведенных активов»

0 114 60 000 «Обесценение прав пользования нематериальными активами»

0 114 71 000 «Обесценение земли»;

0 114 72 000 «Обесценение ресурсов недр»;

0 114 73 000 «Обесценение прочих непроизведенных активов»

0 114 80 000 «Резерв под снижение стоимости материальных запасов»;

0 114 87 000 «Резерв под снижение стоимости готовой продукции»;

0 114 88 000 «Резерв под снижение стоимости товаров»

Восстанавливайте объекты на балансе проводкой по счету 0.401.10.172. В инструкциях привели два случая, когда делают такую проводку.

Первая ситуация:

на забалансовый счет 02 списали объект, который перестал удовлетворять критериям актива. При этом собственник имущества потребовал начать использовать имущество по иному назначению или передать другому учреждению.

Вторая ситуация:

имущество учитывается на забалансовом счете 21 и собственник потребовал безвозмездно передать объект другому правообладателю.

При передаче основных средств работникам в личное пользование отражайте имущество на забалансовом счете 27. Подобные объекты стоимостью более чем 10 тыс. руб. продолжайте учитывать на счете 0.101.00.000, отразив по нему внутреннее перемещение.

Если после разукомплектования инвентарной группы вновь принимается к учету объект ОС, присваивайте ему новый инвентарный номер. Инвентарный номер комплекса объектов и внутренние инвентарные номера объектов в составе группы в дальнейшем не используйте.

Электронные документы при оформлении кассовых операций

С помощью нашей таблицы Вы можете проследить все значимые изменения, которые коснулись порядка отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете активов, обязательств и иных объектов учета уже в 2020 году.

В пункте 385 Инструкции № 157н появилась норма, прямо указывающая на возможность учёта на забалансовом счёте 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)» объектов основных средств. Введение этой нормы упрощает принятие решения о способе учёта, например, мобильных телефонов или ноутбуков, выданных сотрудникам при исполнении служебных обязанностей.

В соответствии с пунктом 85 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н расчет годовой суммы амортизации производится учреждением, осуществляющим учет используемого права пользования активами, объекта нематериальных активов линейным способом, исходя из его балансовой стоимости и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока его полезного использования.

Это описание максимально приближено к описанию подстатьи 341 «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях» КОСГУ (п. 11.4.1 Порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, далее — Порядок № 209н).

Читайте также:  Добавка пенсии неработающим пенсионерам в 2023 году какая будет

Расчеты по операциям финансирования из бюджетов

Операции с межбюджетными трансфертами, субсидиями бюджетным и автономным учреждениям отражайте проводками, которые Минфин привел в системных Письмах от 15 января и от 4 февраля 2021 г. Эти корреспонденции закрепили в инструкциях к планам счетов.

По субсидиям бюджетным и автономным учреждениям в том числе прописали, что доходы текущего периода такие учреждения отражают на основании информации о выполнении условий предоставления средств. В качестве такой информации может выступать отчет по субсидии, извещение (ф. 0504805) или иной документ, который закреплен в соглашении. В какой ситуации применять каждый из этих документов, Минфин тоже разъяснял. Ранее уточнили и методические указания к форме извещения.

Для получателей целевых межбюджетных трансфертов дополнительно изменили счет, на котором формируются остатки по неиспользованным средствам прошлого года к возврату. Такие суммы надо отражать на счете 0.303.05.000, а не на счете 0.205.00.000. Отметим, аналогичный порядок применяют бюджетные и автономные учреждения при отражении остатков прошлогодних субсидий к возврату.

Инструкция 174н с изменениями на 2023 год — изменения в плане счетов (счет 103)

Непроизводственные активы подлежат учету на счете 103 00 000. После внесения корректировок в Инструкцию, для учета непроизводственных активов сейчас используют следующие группы счетов:

Группа счетов Наименование
0 103 10 000 Непроизводственные активы — недвижимое имущество учреждения
0 103 30 000 Непроизводственные активы — иное движимое имущество
0 103 90 000 Непроизводственные активы — в составе имущества концедента

Инструкция 174н с изменениями на 2023 год — изменения в плане счетов (счет 206 00)

В КОСГУ в счет 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам» были добавлены новые подстатьи, а потому вводятся и новые счета:

Счет Подстатья КОСГУ
0 206 96 000 «Расчеты по авансам по оплате иных расходов» 296 (с 1 января 2023 года)
0 206 27 000 «Расчеты по авансам по страхованию» 227 (с 1 января 2023 года)
0 206 28 000 «Расчеты по авансам по услугам, работам для целей капитальных вложений» 228 (с 1 января 2023 года)
0 206 29 000 «Расчеты по авансам по арендной плате за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами» 229 (с 1 января 2023 года)

Учет основных средств у бюджетников: что изменилось с 2021 года

Федеральный стандарт также сместил границы первоначальной стоимости для малоценных ОС. Объекты стоимостью до 10 000 рублей учитываются на забалансовом счете, амортизация на них не начисляется. Ранее действовал лимит в 3 000 рублей. Для объектов стоимостью от 10 000 до 100 000 рублей амортизация равна 100% первоначальной стоимости в момент ввода в эксплуатацию. Особое правило для библиотечного фонда — сумма амортизации на объекты библиотечного фонда стоимостью до 100 000 рублей рассчитывается и начисляется в 100-процентном размере в момент ввода в эксплуатацию. Для объектов дороже 100 000 рублей суммы амортизации определяются согласно выбранному учреждением методу. Эта граница ранее была обозначена на уровне 40 000 рублей.

Результаты инвентаризации стандартно отражаются в Инвентаризационной описи в разделе про нефинансовые активы (форма 0504087). Важно упомянуть, что объекты лизинга, долгосрочная аренда с правом выкупа, безвозмездное (бессрочное) пользование, иные арендные платежи относятся к НФА. Для этого приказом Минфина России от 17.11.2021 № 194н в форму описи введены дополнительные столбцы: статус объекта учета, целевая функция актива. Новые графы в описи появились и для объектов, которые после введения стандарта не соответствуют критериям актива. Они также вносятся в Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (форма 0504092).

Инструкция 157н по бюджетному учёту

Бухучёт унитарных предприятий и прочих государственных органов, ведущих хозяйственную и кассовую деятельность, сегодня осуществляется в соответствии с планом счетов, утверждённых отдельным Приказом Минфина №157н от 1 декабря 2021 г. Данный нормативный акт затрагивает работу государственных унитарных предприятий, получающих бюджетные инвестиции, осуществляющих инвестиции в государственные объекты и заключающих контракты от имени государства; а также госкорпораций «Роскосмос» и «Росатом» в части ведения ими бюджетного учёта фактов хозяйственной жизни. В приложениях Приказа приведён не только План счетов в виде таблицы по всем разделам активов, но и Инструкция по его применению.

Инструкция 157н претерпела некоторые изменения, затронувшие целый ряд статей документа предыдущей редакции, и установила нормы относительно введения практики электронных подписей, ведения Журналов учёта операций, новых условий обязательного проведения инвентаризаций и пр. На нашем сайте можно скачать инструкцию 157н с учётом изменений, а также актуальный для 2021 года план счетов, который с 2021 года является единым для всех государственных унитарных предприятий.

Новая инструкция 157н по бюджетному учету в 2022 году с изменениями

Помимо изменений технического и редакционного характера, предлагаются и нововведения в части организации бухгалтерского учета. Ответственность за первичные документы Новым абзацем пункта 3 Инструкции № 157н вводится предположение, что лица, оформляющие первичные учетные документы, обеспечивают соответствие этих документов совершенным фактам хозяйственной жизни.На практике эта норма будет означать освобождение бухгалтеров от обязанности проверять первичные документы, оформленные в других структурных подразделениях и службах.О том же говорят и дополнения, внесенные в пункты 8 и 9 Инструкции № 157н.Лица, ведущие бухгалтерский учет, больше не будут отвечать за соответствие составленных другими сотрудниками и контрагентами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.Однако, по нашему мнению, бухгалтерам все равно придется проверять оформление всех реквизитов, необходимых для принятия документа к учету, а также контролировать соответствие первичных документов фактам хозяйственной жизни.Существенность фактов хозяйственной жизни Согласно новой редакции пункта 3 Инструкции № 157н, бухгалтерский учет и отчетность учреждений будут формироваться с учетом существенности фактов хозяйственной жизни, которые оказали или могут оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности учреждения.Это дополнение может несколько упростить некоторые учетные процедуры.Однако для этого принцип существенности необходимо будет уточнить и развить в документах системы нормативного регулирования бухгалтерского учета (прежде всего, в инструкциях №№ 174н, 162н, 183н, 33н и 191н).

Читайте также:  Какие документы остаются после покупки квартиры у покупателя

Особенности организации и ведения операций по переданным полномочиям

В п. 6 Инструкции N 157н добавлено новое положение, предусматривающее особенности организации и ведения операций по исполнению переданных полномочий.

Государственные (муниципальные) учреждения, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ полномочия по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, а также бюджетные и автономные учреждения, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ полномочия государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению государственных (муниципальных) контрактов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и (или) на приобретение объектов недвижимости государственной (муниципальной) собственности при формировании учетной политики, предусматривают особенности организации и ведения бухгалтерского учета в части операций по исполнению указанных переданных полномочий.

Это означает, что если учреждения осуществляют такую деятельность, то особенности ведения бухгалтерского учета в части операций по исполнению переданных полномочий следует предусмотреть в учетной политике. При этом отметим, что данное положение начнет действовать по истечении 10 дней с момента официального опубликования Приказа N 134н (возможно, в 2012 г.).

Также обращаем внимание, что в п. 21 Инструкции N 157н вносится следующее дополнение: учреждения, осуществляющие переданные полномочия, применяют план счетов бюджетного учета.

Стоит отметить, что в 2012 г. федеральные бюджетные и федеральные автономные учреждения в части расходов по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом и в части бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности РФ в форме капитальных вложений в основные средства осуществляют ведение бюджетного учета, составление и представление бюджетной отчетности в порядке, установленном Приказами Минфина России от 06.12.2010 N 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению», от 28.12.2010 N 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (далее соответственно — Инструкция N 162н, Инструкция N 191н) (Письмо Минфина России от 09.02.2012 N 02-03-09/428, совместное Письмо Минфина России N 02-03-05/367, Казначейства России N 42-7.4-05/5.1-64 от 03.02.2012).

Инструкция 157н с последними изменениями 2022 года

  1. Установлено требование к порядку формирования аналитической части счетов 0 205 00, 0 206 00, 0 208 00, 0 209 00, 0 302 00, которого ранее не было. Теперь в позициях с 1 по 17 должна указываться полностью или частично бюджетная классификация, а в 24-26 – КОСГУ.
  2. Для формирования остаточной стоимости из балансовой теперь следует вычитать не только начисленную амортизацию, ни и сумму убытка от обесценения актива (если он имеется).
  3. Строгое требование предыдущей редакции о том, что полученные во временное пользование НПА отражаются только на забалансе (сч. 01), дополнено положением о том, что возможен учет на б/сч. 0 103 00, если это допускают СГС или Инструкция.
  4. Уточнено назначение счета 0 401 40 (доходы будущих периодов). На нем отражаются все безвозмездные поступления (межбюджетные трансферты, субсидии юрлицам и гражданам, производящим товары, работы или услуги), которые по заключенным соглашениям будут перечисляться в следующем году на условиях предоставления активов.
  5. С 2022 года обязанность учреждения предоставить средства для закупок у единственного поставщика, если отправлено приглашение об участии или размещено извещение о закупке, следует считать принимаемым обязательством и учитывать соответствующим образом.

Инструкция 157н по бюджетному учету с изменениями 2022 года

  • полученное безвозмездно, как вклад учредителя, в том числе имущество казны;
  • полученное, но не закрепленное на основании договора оперативного управления, использующееся в уставной деятельности по решению собственника или учредителя;
  • безвозмездно предоставленное передающей стороной на основании законодательного акта;
  • приобретенное, но не внесенное в договор оперативного управления.
  • Разделение счетов для отражения расчетов в денежной и натуральной форме.
  • Разделение счетов для отражения расчетов текущего и капитального характера.
  • Детализация синтетических счетов и аналитики (КОСГУ) в зависимости от категории контрагента (источника безвозмездных перечислений, поставщика, покупателя и т.д.).
Читайте также:  Реквизиты газпромбанка для перечисления на карту зарплаты

Новшества в аналитическом учете в разрезе:

– объектов НФА;

– индификационных номеров объектов НФА (кадастровых, реестровых, учетных);

Изменения в Едином плане счетов и Инструкции N 157н.

Применяем коды КОСГУ в зависимости от статуса контрагента.

Учет подарков и БСО по-новому.

Что нового по учету на забалансовых счетах.

Доходы будущих периодов: новые счета 401.41 и 401.49.

Оценка и переоценка активов.

Разукомплектация ОС.

Возврат субсидий: КОСГУ у органа учредителя.

Неисключительное право пользования на результаты интеллектуальной деятельности.

Новые спецсчета: особенности отражения исправительных бухгалтерских записей по ошибкам прошлых лет.

Электронные проездные документы.

Резерв под снижение стоимости материальных запасов: новые счета.

Отражение учреждением исправительных бухгалтерских записей по ошибкам прошлых лет

Пункт 276 Инструкции № 157н дополнен нормой, в силу которой исправительные бухгалтерские записи по консолидируемым расчетам по ошибкам прошлых лет отражаются учреждением по соответствующим счетам аналитического учета счетов:

– 304 84 «Консолидируемые расчеты года, предшествующего отчетному» – в части консолидируемых расчетов по ошибкам года, предшествующего году исправительных записей;

– 304 94 «Консолидируемые расчеты иных прошлых лет» – в части консолидируемых расчетов по ошибкам годов, предшествующих году исправительных записей, которые не подлежат отражению на счете 304 84.

Исправительные бухгалтерские записи по ошибкам прошлых лет отражаются учреждением по соответствующим счетам аналитического учета счетов:

– 304 86 «Иные расчеты года, предшествующего отчетному» – в части отражения бухгалтерских записей по ошибкам года, предшествующего году их исправления, не отраженных на иных обособляемых счетах учета расчетов и (или) счетах учета финансового результата;

– 304 96 «Иные расчеты прошлых лет» – в части отражения бухгалтерских записей по ошибкам годов, предшествующих году исправительных записей, которые не подлежат отражению на счете 304 86.

Бухгалтерские записи по ошибкам прошлых лет, корректирующие финансовый результат, формируемый по операциям прошлых лет, производятся учреждением по соответствующим счетам аналитического учета счетов:

– 401 18 «Доходы финансового года, предшествующего отчетному» – в части отражения бухгалтерских записей по ошибкам года, предшествующего году их исправления, корректирующих показатель доходов прошлого года;

– 401 28 «Расходы финансового года, предшествующего отчетному» – в части отражения бухгалтерских записей по ошибкам года, предшествующего году их исправления, корректирующих показатель расходов прошлого года;

– 401 19 «Доходы прошлых лет» – в части отражения бухгалтерских записей по ошибкам прошлых лет, предшествующих году их исправления, корректирующих показатель доходов прошлых лет, не подлежащих отражению на счете 401 18;

– 401 29 «Расходы прошлых лет» – в части отражения бухгалтерских записей по ошибкам прошлых лет, предшествующих году их исправления, корректирующих показатель расходов прошлых лет, не подлежащих отражению на счете 401 28.

Приказом Минфина РФ № 64н уточнено, что операции по исправительным бухгалтерским записям по ошибкам прошлых лет должны отражаться в обособленных регистрах бухгалтерского учета.

Финансовый результат прошлых отчетных периодов

Внесены уточнения в п. 300 Инструкции № 157н. Так, финансовый результат прошлых отчетных периодов должен формироваться путем заключения показателей по счетам учета финансового результата текущего финансового года (по счетам 401 10, 401 20) соответствующих счетов 401 18 «Доходы финансового года, предшествующего отчетному», 401 28 «Расходы финансового года, предшествующего отчетному», 401 19 «Доходы прошлых лет», 401 29 «Расходы прошлых лет», 210 02 «Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет», 210 82 «Расчеты с финансовым органом по уточнению невыясненных поступлений в бюджет года, предшествующего отчетному», 210 92 «Расчеты с финансовым органом по уточнению невыясненных поступлений в бюджет прошлых лет», 304 05 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом», 304 04 «Внутриведомственные расчеты», 304 84 «Консолидируемые расчеты года, предшествующего отчетному», 304 94 «Консолидируемые расчеты иных прошлых лет», 304 06 «Расчеты с прочими кредиторами», 304 86 «Иные расчеты года, предшествующего отчетному», 304 96 «Иные расчеты прошлых лет», сформированных по итогам деятельности учреждения за финансовый год, и данных по увеличению (уменьшению) финансового результата прошлых отчетных периодов на суммы уценки (дооценки) стоимости объектов нефинансовых активов, начисленной по ним амортизации, полученных в результате переоценки, проведенной в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Также уточнено, что к доходам будущих периодов теперь будут относиться и доходы от операций с объектами аренды (предстоящие доходы от предоставления права пользования активом).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *